talkНе бойтесь своих идей

Чилибанов
Алексей Чилибанов:
Архангельский Дом молодежи не только оператор, но и главная площадка федеральной программы «Ты — предприниматель». 2019 год стал годом перезагрузки программы. Какие новые форматы появились, и чего не стоит бояться молодым бизнесменам, рассказал директор Дома молодежи Алексей Чилибанов.

Алексей, чем результаты программы и сам ее ход в 2019 году отличались от всех предыдущих, что в нем было особенного, чем он запомнился?

Когда в 2016 году я пришёл работать в Дом молодежи, первое, с чего мы начали, — это аудит всего того, что здесь происходит, а не только программы. Так как я был из бизнеса, то мне было интересно запустить новые процессы с нуля. Программа «Ты — предприниматель» уже была хорошо известна в регионе, через нее прошли многие молодые бизнесмены. Общаясь с ребятами, я часто слышал, что после программы им не хватало дальнейшей поддержки: практических советов и консультаций опытных предпринимателей. Многие участники приходили на программы в следующем году, чтобы задать свои вопросы. На первом этапе поддержка нужна постоянно, у начинающего предпринимателя нет опыта, и вопросы возникают каждый день. Мало открыть бизнес, нужно его сохранить. Программа в основном концентрировалась на Архангельске и Северодвинске, мало затрагивая область. В 2017 году мы предложили ее переформатировать, сделав еще более интересной и полезной для молодежи. Два года мы перестраивали программу, просчитывали новые форматы образования, взаимодействия, порой это не всем заходит, многие хотят результат здесь и сразу. А работа с молодёжью — это отложенный результат, мы получим итог только через несколько лет. В 2019 году у нас наконец-то получилось создать именно ту программу, которую мы хотели. Важный и новый формат — это вовлечение школьников через интерактивные формы, не просто провести урок и прийти рассказать ребятам, что бизнес — это классно, но у них при этом не остается в голове никакой информации. Интерактив — это игры, модификации, за счёт игры у ребят получилось командообразоваться, у ребят получилось понять, что такое прибыль, что такое амортизационные расходы, что такое оборудование, что такое человеческие ресурсы, что такое маркетинг, как это работает, что такое реклама, и они понимают, как ты можешь этим управлять и как это влияет на результат работы. Аудитории школьников это было интересно. Вторая аудитория — это студенты, молодёжь, кто хотел бы начать свой бизнес, у них уже есть идеи, но они не знают ничего о бизнесе. И третья часть аудитории — это те, кто уже начал свой бизнес, но у них либо стагнация, либо они остановились по причине нехватки опыта. Здесь мы включаем формат наставничества, когда опытные бизнесмены-наставники помогают ребятам преодолеть кризисы в бизнесе, попробовать поднять его на новый уровень, обучить и дать возможность развиваться дальше.

 

Если бы вы были сейчас начинающим бизнесменом, вы пошли бы учиться по программе «Ты — предприниматель»?

Конечно, я бы захотел в ней поучаствовать, уверен, что избежал бы большого количества «граблей».

 

Сколько бизнесов, родившихся в ходе программы, продолжают жить после ее окончания?

Да в том-то и дело, что раньше она заканчивалась, а сейчас нет. Наставники продолжают встречаться с ребятами и продолжают им помогать, и за счет этого жизнеспособность бизнесов достаточно сильно вырастает. Многие наставники понимают, что им интересно поучаствовать: в процессе они становятся не только наставниками, но и инвесторами. У нас есть несколько таких примеров, в частности скейт-парк в «Соломбале-Молл». Сейчас жизнеспособность этих предприятий растет. Кстати, многие из бизнесов, родившихся на программе, сейчас базируются в Доме молодёжи.

 

Получается, Дом молодежи — это ещё и молодёжный бизнес-центр?

Да. Например, ребята, которые занимаются развитием кофейной культуры. Они начинали с кофейных машин, купили несколько машин, по набережной поездили, потом уже начали уходить в торговые центры, а сейчас за два года они развились до такой степени, что им интересен уже формат собственных кофеен. Или пример нашего спортзала. Ребята, которые занимались бодибилдингом, спортом, они видели проблемы залов, и у них было желание открыть свой, «правильный» зал. Они сделали за свой счёт ремонт в помещении, предоставленном Домом молодежи, привнесли свои методики бизнеса, придали залу своеобразную атмосферу. В течение двух лет они расширились на 150 квадратов, сейчас они просят ещё место, они хотят улучшить инфраструктуру за счёт массажного кабинета, солярия, потому что их зал пользуется спросом.

В любом случае, все, что из бизнесов здесь остается, коррелируется с концепцией развития Дома молодёжи. Я думаю, что у нас бизнесы будут только развиваться, как только мы запустим коворкинг, хостел и ещё ряд новых продуктов.

 

 

Какой тренд сейчас у молодёжи, какие бизнесы она выбирает? Может, это экология или общепит, куда они сейчас двигаются, что они хотят продвигать?

Во-первых, после программы «Ты — предприниматель» у них кардинально поменялось мнение о том, что бизнес — это сложно. Раньше слово «бизнесмен» у многих ассоциировалось со словосочетаниями «лихие девяностые», «красные пиджаки» и всё остальное. После того как появилось слово «стартап», IT-сфера, все поняли, что бизнес можно начать с нуля, и он может быть в любой сфере, просто нужна твоя оригинальная идея. Вопрос в том, что многие ребята сейчас не любят говорить о своих идеях, потому что очень часто их идеи превращаются в бизнес чужими руками.

 

То есть их идеи кто-то берет и превращает их в бизнес?

По большому счету, нет такого понятия «моя идея». Очень часто ты сегодня что-то придумал, и в этот же момент ещё три или четыре человека подумали примерно такое же, просто кто-то начал, кто-то ещё думает, а кто-то подумал, что это ерунда, и в итоге кто-то уже запустил свой бизнес. Пожалуй, самая популярная сейчас у молодежи бизнес-ниша — это IT-сфера, причем идея может быть самая простая. Кто-то сейчас придумал маски в Instagram, их продают, вроде бы ничего сложного — закодил маску, запустил, проверил, но при этом ты заработал капитал. Написал какую-нибудь игрушку, научился кодить на каком-нибудь языке, нарисовал игрушку и кинул друзьям, понравилось, согласовал с Apple Store или Google Play, и всё — игрушка продается, теперь ты зарабатываешь. Понятно, что у кого-то идеи прозаичнее, кто-то хочет заняться продажей кофе, потому что минимальные вложения, то есть количество бизнесов больше зависит от фантазии ребят и от их стартовых -умений, но они начинают, они стараются, они пытаются, и это круто.

 

Какого предпринимателя эта программа должна воспитать? Это просто человек, который умеет зарабатывать деньги или он должен научиться продавать и свою идею?

Вообще, программа «Ты — предприниматель» для меня — это возможность узнать, можешь ли ты быть предпринимателем в принципе, попробовать, потому что очень многие люди хотят начать свое дело, но боятся. Они вроде бы готовы, но те условия, которые у них сейчас есть — комфортная среда, зарплата, рабочий график, — их не отпускают. Наверно, это программа дает возможность попробовать себя. В итоге, остается процентов 10–15 людей, которые действительно могут стать предпринимателями. Для меня смысл программы в этом, а дальше упаковка, как человек будет выстраивать бизнес-процессы, это больше зависит от наставников, спикеров и окружающей среды. Чем больше креативных людей, тем больше креативных идей.

 

То есть программа «Ты — предприниматель» не делает предпринимателя, она его выявляет?

Да, все верно. Это как некий начальный механизм для выявления предпринимателей, и когда он уже проявился, когда все уже видят, что он может, его можно передавать в Агентство регионального развития на микрофинансирование и сопровождение.

 

Можете вспомнить за 2019 год самые яркие примеры, когда понимали, что этот парень или девушка — прирождённый предприниматель, и у них должно получиться?

Были, конечно, такие примеры. Но часто бывает так: человек приходит на программу весь воодушевленный и полный идей, и в какой-то момент что-то не получается, не срастается, и если в этот момент нет поддержки, человек обычно перегорает. Тут важно поддержать в человеке это горение.

 

В программе участвуют молодёжь от 14 до 17 лет и взрослые люди со своими готовыми бизнесами. Что для них программа даёт?

Первое — восстановить свои пробелы в выстраивании бизнес-процессов. Не у всех бизнесменов всё хорошо с самыми простыми вещами: тайм-менеджментом, делегированием. Вроде бы самые простые слова, и все их понимают, но как это сделать? Как сделать, чтобы человек, который идёт рядом с тобой, начал выполнять функции, которые выполнял ты, и ты должен ему довериться? И как поступать, если ты понимаешь, что эти функции человек выполнил не на 100%, а на 50%. Многие в этот момент говорят, что никто не сделает «лучше чем я», но это не совсем верно, с такими подходами ты сможешь развиться только до определённого уровня, но дальше ты не прыгнешь, потому что если твой бизнес растёт, команда растёт, то и количество работы растёт и твои ресурсы небезграничны, ты когда-нибудь перегоришь. Тайм-менеджмент — то же самое, многие выполняют за день 20 задач, а кто-то умудряется только пять, потому что прокрастинирует, скроллит в интернете, компьютере, вместо того чтобы составить себе чёткий график, где определено, что утром я отвечаю на письма и встречаюсь с людьми, а после обеда занимаюсь тем-то и тем-то. Кто-то умудряется вести три бизнеса в день, распределять по временным отрезкам по несколько часов на бизнес, не перемешивая их. У всех форматы разные, понимания разные, но даже не это основное. За счет того что они появляются в этой программе, вокруг них образуется комьюнити — это сообщество людей, таких же как они, которые тоже встречаются с проблемами, кто-то уже их решил, а кто-то только на стадии их решения, они обмениваются опытом и за счет этого могут развиваться достаточно серьезно в построении своего бизнеса.

 

В 2020 году с Агентством регионального развития будет более отстроенная, понятная взаимосвязь, чтобы не дублировать действия друг друга?

Да. Это формат «единого окна», когда каждый может прийти и сделать всё, что он хочет с точки зрения бизнес-процессов. Просто раньше это все распределялось по нескольким министерствам, и было очень сложно это совместно интегрировать, когда это всё консолидируется в одном месте, получается единый механизм, который можно отследить сверху вниз или снизу вверх. Не происходит дублирование мероприятий, потому что были такие ситуации, когда мы организовываем какой-либо форум, панельную дискуссию или тренинг и понимаем, что ближайшее время стоят похожие тренинги по другим ведомствам и структурам. Зачем? Аудитория у нас одинаковая, людям приходится выбирать.

 

Что бы вы пожелали тем ребятам, которые придут в 2020 году на программу «Ты — предприниматель»?

Не бояться своих идей и действовать, потому что очень часто люди много думают, а пока они думают, другие делают, поэтому единственный посыл — это не бояться и верить в свою идею, а если это есть, то приходите её реализовывать сюда.