властьГригорий Ковалев:
«Чем больше бизнеса, тем лучше живёт регион»

Ковалёв
Григорий Ковалев:  «Чем больше бизнеса, тем лучше живёт регион»
О том, куда движется региональный проект «Ты — предприниматель», и какие итоги можно подвести в 2020 году, мы поговорили с Григорием Ковалевым, начальником управления по делам молодежи.

Григорий Владимирович, вы довольны тем, как реализуется программа «Ты — предприниматель» в Архангельской области, можно подводить какие-то итоги?

Программой мы занимаемся давно, Архангельская область, наверно, один из самых ярких регионов нашей страны, которому удалось не «закрывать показатели», а создавать уникальные проекты, которые тиражировались потом в другие регионы России. Это и свой журнал, реалити-шоу «Битва за миллион», бизнес-менторство и многие другие инициативы. Все это сегодня востребовано в стране, а было придумано именно в Архангельской области. Это происходит потому, что программой у нас занимались сами предприниматели, и даже если взять Дом молодёжи, который сегодня является ключевым в реализации программы, то его директор  Алексей Чилибанов тоже из предпринимательского сообщества. Очень важно разговаривать с предпринимателями не на языке чиновников, а на языке предпринимателей. Что касается самой программы, она серьезно видоизменилась. В принципе, уже не стоит задача перед регионами держать программу «Ты — предприниматель» любой ценой, но мы отстояли и сохранили программу «Ты — предприниматель» в регионе. Хотелось бы поблагодарить министра экономического развития Архангельской области Ивана Кулявцева и директора Агентства регионального развития Максима Заборского за то, что они нас в этом поддержали, мы переупаковали программу в 2019-м году в другой формат и продолжали наши наработки. Во-первых, менторство, важный институт поддержки маленьких предпринимателей, привлечение людей, которые себя уже сделали в бизнесе — это взаимодействие, обучение, оно играет большую роль в реализации программ, плюс мы делали ряд экскурсий на существующие бизнесы и предприятия по разным направлениям, чтобы было интересно. Второй момент — это участие в конкурсе «Молодой предприниматель России». Всегда возникает вопрос среди участников: «Что мне дает участие в конкурсе?» Денег точно не дает, но это дает другую, не менее важную вещь — синергию. Лучших мы отправляем на федеральный уровень, и они могут взаимодействовать с людьми, единомышленниками, которые занимаются подобным бизнесом, составлять контракты, коммуникации, вести диалог, строить планы, брать лучшее для своего дела. Отдельный блок, которым мы гордимся, это направление для школьников 14–17 лет. Это очень интересный период жизни человека, он определяется со своим дальнейшим образованием.

 

А как же профильное образование менеджера, экономиста?

Ты много знаешь предпринимателей, которые выучились на предпринимателей и ими стали? Таких нет, ну, или крайне мало. Если кто-то и учится на смежных специальностях, то после того как он на того же культуролога отучился, потом маленький проект запустил, а потом понял, что ему нужно в жизни. Здесь же есть возможности именно от школьной скамьи попробовать какой-то маленький бизнес, понять, что за образование тебе нужно, чтобы его реализовать и пойти вперёд. Есть такие проекты в этом году, например, «Муркино счастье» — девочка Марина создает авторские аксессуары, магнитики, продвигается в социальных сетях. Почему нет? Этот рынок сегодня востребован, но это может остаться хобби ребёнка, а может перерасти во что-то серьезное, если ему дать инструменты и знания. Лично я как человек из бизнеса, который до того как пришел на госслужбу, имел свой бизнес в разных направлениях, понимаю, что для молодого предпринимателя крайне важны опыт и знания, базисные вещи по налогообложению, бухучету и ещё очень важна реклама и персональное продвижение. В 2019-м году был очень мощный проект по реализации молодых предпринимателей, была развёрнута рекламная кампания, в том числе и наружная, были назначены амбассадоры программы.

 

А что особенного было предложено школьникам?

Очень много для школьников было сделано в 2019-м году, особенно в части профориентации. На первом этапе важно определить, есть ли у человека склонность к предпринимательству. И в рамках проекта «Регион развития 29» — большой профориентационной смены — мы увидели в ребятах такие возможности, а потом на смене они получили возможность свои проекты презентовать и раскрутить. Реально много интересных кейсов — и бизнес-игра, и приложение «ВКонтакте». Для нас это очень серьезная штука — работать с детьми. В регионе имеется серьезный отток молодёжи, мы теряем умных молодых людей, и для нас важно создать условия для их сохранения в регионе.

 

Предпринимательство — это не только возможность создать работу себе и своему близкому, но и улучшить качество жизни людей в своем регионе

 

Какие наиболее важные «бонусы» получают участники программы?

 Мы не даем рыбу, мы даем удочку. В первую очередь это возможности, которые крупные предприниматели покупают за большие деньги — встречи с коучами и бизнес-тренерами мирового уровня. Например, несколько участников программы совершенно бесплатно ездили в Санкт-Петербург на SYNERGY GLOBAL FORUM 2019, туда билет стоит от 50 тысяч до полумиллиона рублей. Ребята из программы на форуме общались и взаимодействовали, учились, вдохновлялись.

А есть примеры появившегося устойчивого бизнеса после программы?

За прошлый год у нас 28 созданных субъектов. Это бизнесы, которые платят налоги и которые трудоустраивают людей к себе. Свежий пример из программы прошлого года — Татьяна Дорофеева открыла студию «Звучи» в Доме молодёжи.

 

В основе программы — интеллектуальная поддержка начинающих предпринимателей?

Да, и сопровождение, консультации по юридическим, бухгалтерским вопросам, по взаимодействию с налоговой. В прошлом году, например, много отрабатывала налоговая, коллеги организовывали бесплатные консультации, отвечали на точечные вопросы: какую систему налогообложения в какой ситуации лучше применить и т. д. Вообще, чем больше бизнеса, тем лучше живёт регион.

 

Насколько я знаю, вы пришли во власть из бизнеса?

Да, и это был очень важный и очень интересный опыт для меня. Еще в университете я задумался о своей дальнейшей перспективе. Знал, что по специальности непросто трудоустроиться. Решил, что нужно попробовать свое дело, тогда только появился 94-й федеральный закон, и для всех существующих предпринимателей он был в новинку. С одной стороны, он существенно усложнял процедуру получения контракта для традиционных подрядчиков, с другой — открывал окно возможностей для новичков. Я этой возможностью воспользовался. Выиграл свой первый контракт на кошение травы в городе Архангельске. Закупил оборудование, нанял сотрудников, успешно выполнил работы. А дальше завертелось. Благодаря первому успеху сформировался хороший начальный капитал, инвестировал его в рекламное агентство, интернет-магазин (один из первых в области), общепит на фуд-корте ТРЦ. Я продолжал участвовать в конкурсных процедурах и получать контракты в области строительства и содержания города. Для меня бизнес стал не только платформой самореализации, но и обеспечивал мою жизнь неплохим доходом. Я получаю большое удовольствие от участия в программе «Ты — предприниматель» в качестве эксперта, когда вижу молодых ребят, которые сегодня приходят в бизнес. Занимаясь своим делом в молодости, ты гораздо мобильнее корифеев бизнеса, а это самое главное конкурентное преимущество.