амбассадорРабота с наставником
дорогого стоит

Карелина
Ирина Карелина:
Амбассадоры программы «Ты — предприниматель» — это представители реального и успешного бизнеса, взявшиеся курировать «зеленые» проекты начинающих предпринимателей. Куратор программы для молодежи от 18 до 30 лет, директор ООО «Доммедиа» Ирина Карелина о том, как приземляли и как переупаковывали молодых бизнесменов.

Ирина, как вам кажется, программа способна вырастить настоящего предпринимателя или же всё равно жизнь человека научит? Выйдет из теплых условий, столкнется с реальной жизнью и все его проекты, как мыльный пузырь, лопнут?

Я думаю, что сама по себе система программы «Ты — предприниматель» для старта молодежи очень хороша. Её, конечно, можно дорабатывать, но основа очень правильная. В 2019 году мы сделали эксперимент, который хорошо чтобы продолжился — ввели наставничество. Бизнес-образование — это хорошо, но работа с наставником — вот это дорогого стоит. Как иначе тебе попасть в деловую среду, и как тебе в реальном времени вместе с опытными предпринимателями прокачать свой проект? Мы привлекли около 20 предпринимателей Архангельской области, которые с радостью общались с участниками программы. Кстати, для предпринимателей это тоже был позитивный новый опыт. Они общались с учениками, передавая опыт, где-то рекомендовали, а где-то жестко рубили и говорили — нет, это не перспективно. И как раз такие идеи, абстрактные, безумные, когда человеку хочется покорить весь мир здесь и сейчас, мы приземляли. И это очень многим помогло выйти на правильную дорогу.

 

Предпринимательство — это не только возможность создать работу себе и своему близкому, но и улучшить качество жизни людей в своем регионе

 

Если вы жестко рубили и приземляли, как удавалось поддерживать творческую энергию у ребят?

Мы с ребятами были вместе три месяца и почти каждый день встречались и достаточно плотно работали. Многие ребята были в состоянии эйфории и подъема, но и с чувством локтя, поддерживали друг друга. А когда закончилась программа в декабре, я услышала от некоторых, что они «погасли», даже те, кто вышел в победители. «Погасли» потому, что делали свои проекты на эмоциях, воспринимали как игру, а столкнувшись с реальностью, быстро перегорели. Но благодаря наставникам, которые смогли найти нужные аргументы, после разговора со своими кураторами начали реально работать.

 

Какими должны быть первые шаги предпринимателя?

Самое главное — сделать первую продажу, понять, как это на практике работает. Это, наверное, даже бизнесом еще не назвать. Примеров таких много. Есть девочки, которые занимались делом как хобби, но с помощью программы выстроили бизнес-процесс. К примеру, Ксения Ковалёва делает печенье с предсказаниями. Она и до участия в программе их делала, но улучшила свой маркетинг и вышла на постоянный устойчивый бизнес-процесс. Или Оля Комар делает красивые и экологичные свечи из натурального воска. Она свой бизнес выводит уже через «Центр экспорта» и дальше думает о развитии производства. Или Настя Климова: шила детскую одежду, на проекте переупаковалась, создала новый бренд «Мама-Медведица». Теперь она шьёт детскую и домашнюю одежду по мотивам наших северных сказок. Пробивается и делает, двигается дальше. Интересен пример Жени Евтюхова, он представитель Билайна, открыл киоски по продаже гаджетов. В рамках проекта создал систему, при которой они увеличили развитие бизнеса с двух–трех отделов в год до 20 по стране. После завершения программы он и его партнер вошли в клуб «Деловар», где они «допрокачиваются», создавая интересные коллаборации с другими успешными бизнесами.

 

На какой вид бизнеса в основном ориентировались участники программы?

Девочки в основном на хенд мейд, парни больше к производству тяготели. Вячеслав Железников, например, хотел создать производство лодок из специального материала. Конечно, может быть и такой вариант производства, но мы все же ориентируем их на бизнес с минимальными затратами. Первый бизнес создавай из того, что ты умеешь прямо сейчас. Второй уже с партнерами и с условиями того, чтобы продать в будущем. А третий — инвестиционный. Чтобы взять кредит или занять денег у знакомых, ума много не надо, а вот почувствовать бизнес, просчитать все варианты — это сложно, но необходимо.

Были ребята, которые прыгали от идеи к идее. И я не считаю, что это плохо. Они научились тестировать свои проекты. Помню, одна из участниц программы сказала мне, что за время программы она упала с небес и поняла, как реально делается бизнес-проект.

 

В 2020 году вы будете участвовать в программе «Ты — предприниматель»?

С удовольствием, это и для меня важный опыт. Думаю, усилим программу наставничества. Хочется видеть больше людей из районов Архангельской области. Сегодня все возможности для онлайн-обучения открыты. Хотим посмотреть, как ребята могут перейти в режим онлайна своего бизнеса. Наш предпринимательский мозг должен что-то сделать, проанализировав непростую сложившуюся ситуацию. Если ты, к примеру, шьешь домашнюю одежду, то ты продавать её должна по всему миру. Больше нет границ для уникального продукта. Создать сайт, держать все соцсети — уже обычное дело хардскилс. Сейчас мы все в одинаковых условиях. Такое время чудесное.